Автор статьи
Михаил Новожилов
Любитель хорошего и атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.
Страна: Россия
Жанр: криминал, драма, триллер
Год производства: 2015
Режиссёр: Юрий Быков
Режиссёр: Дэвид Линч
Актёры: Константин Хабенский, Паулина Андреева, Александр Петров, Виталий Кищенко.
«Метод» — атмосферный криминальный триллер, два сезона которого зрители уже просмотрели. Это действительно жёсткое кино, наглядно демонстрирующее идею, что для борьбы с маньяками нужно самому находиться за гранью безумия. Каждая серия – законченная история, развивающаяся на фоне основного сюжета, но при этом концовка фильма осталась для многих непонятной. Чтобы понять смысл сериала «Метод 2», сделаем его подробный разбор.
Константин Хабенский (Родион Меглин)
Сериал «Метод»: актер Константин Хабенский в роли Родиона Меглина, mail.ru
Родион Меглин — следователь. Характер героя отличается замкнутостью и неординарностью. В поисках серийных убийц Родиону помогают талант и уникальный метод работы, который Меглин никому не раскрывает.
В сериале «Метод» актер Константин Хабенский снялся в роли Родиона Меглина. Известность у зрителей к артисту пришла с ролью старшего лейтенанта Игоря Плахова в детективном сериале «Убойная сила». В 2004 году Константин Хабенский снялся в роли Антона Городецкого в мистическом блокбастере Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор».
Среди популярных ролей артиста — руководитель Боевой группы по прозвищу «Грин» в экранизации «Статский советник», контр-адмирал Колчак в историческом фильме «Адмиралъ», учитель географии Служкин в трагикомедии «Географ глобус пропил», Александр Печерский в военной картине «Собибор» и др.
О чём сериал
Идея «Метода» и «Метода-2» довольно необычна для российского кино. Скрытый смысл сериала крутится вокруг того, что маньяк живёт в душе каждого человека. Но одни могут обуздывать свои тайные желанию, чётко проводя границу между добром и злом, а другие нет. Эти вторые считают себя избранными, по факту являясь настоящими безумцами. Они действуют по собственным принципам, веря, что находятся на стороне добра, но в реальности сеют зло.
Парадокс заключается в том, что вычислить маньяка и серийного убийцу практически невозможно. Это вполне может оказаться ваш сосед по лестничной клетке, который днём охотно играет со своими ребятишками во дворе, а ночью выходит убивать чужих детей. Понять логику поступков таких безумцев может только другой сумасшедший, который стоит у черты, но пока не переходит на сторону зла. Именно вокруг этой концепции строится сюжет сериала «Метод», которому посвящена эта рецензия.
Паулина Андреева (Есения)
Сериал «Метод»: актриса Паулина Андреева в роли Есении, «Россия 1»
Стажером к Меглину направляют молодую выпускницу юрфака Есению Стеклову. Молодая стажерка чувствует себя неуютно, работая с нелюдимым и сложным начальником. Попав на работу к Родиону, героиня надеется на его помощь в расследовании дела об убийстве ее матери.
Роль Есении сыграла Паулина Андреева. Одна из первых ролей артистки состоялась в 2007 году в детективном сериале «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований-2». Наиболее известные роли актрисы — певица Дина в драме Валерия Тодоровского «Оттепель», Лера в эротическом криминальном фильме «Саранча», княгиня Ирина Юсупова в биографической драме «Григорий Р.» и др. В 2021 году на экраны вышел шпионский сериал «Спящие» с Паулиной Андреевой в роли Оксаны Троицкой.
Есения Стеклова (Паулина Андреева) только что закончила юрфак. Она беззаботно веселится на выпускном вечере факультета, однако там прямо во время вечеринки происходит трагедия: зверски убивают подругу Есении. Брать убийцу приезжает сам Меглин (Константин Хабенский) — легендарный следак, раскрывающий самые ужасные и загадочные преступления. Рассказывают, что у Меглина есть какой-то особый метод, позволяющий ему работать с такой эффективностью, однако суть этого метода никто не знает.
На Есению производит большое впечатление то, каким образом Меглин в толпе людей обнаруживает и раскалывает преступника, и она собирается попроситься к Меглину стажером.
Также у нее есть еще один личный интерес. Некоторое время назад мать Есении была убита, и это преступление так и не было раскрыто, несмотря на то что отец Есении Андрей Сергеевич Стеклов (Виталий Кищенко) занимает высокий пост старшего советника юстиции. Есения считает, что отец от нее что-то скрывает, и она хочет провести свое собственное расследование. Но боится, что у нее для этого не хватит опыта.
Несмотря на то что обычно Меглин не берет стажеров, Есению он все-таки взял. Однако очень скоро девушка выяснила, что Меглин — человек крайне сложный и даже опасный. Над ним нет никакого начальства, он работает без оружия на свой страх и риск, а главное — изобличенных преступников Меглин вовсе не собирается сдавать в полицию. Он с ними разбирается самолично.
***
Я нечасто смотрю российские сериалы — в основном по причине того, что они редко бывают приличные. Но «Метод» мне многие рекомендовали, ну и кроме того, там играет Константин Хабенский, а его я считаю одним из лучших (а может быть, и лучшим) российским актером из соответствующего поколения.
Посмотрел. Первый эпизод не понравился: как-то слишком натянуто, слишком вычурный метод убийства, слишком примитивное вычисление убийцы Меглиным — в общем, думал, что дальше все будет более чем средним.
Однако со второго эпизода, когда пошла реальная работа Есении у Меглина, все стало намного лучше: реально хороший детектив, интересно и динамично закрученный сюжет, крайне колоритный персонаж Меглин и его методы работы, да и Есения рядом с ним смотрелась вполне на месте.
В дальнейших эпизодах Меглин продолжал раскручивать очень сложные дела, параллельно выяснялись его старые связи с отцом Есении, который был крайне недоволен тем, что дочь стала у Меглина стажеркой, ну и также Есения занималась расследованием убийства своей матери.
Несмотря на то что одни эпизоды были покруче, другие послабее, в общем и целом сериал ни разу не разочаровал: посмотрел с большим удовольствием и порадовался тому, что в России все-таки могут снимать сериалы подобного уровня.
Критики сериал почему-то недолюбливают: ставят создателям в вину подражание «Настоящему детективу», «Достучаться до небес» и даже «Декстеру».
При чем тут «Достучаться до небес» и «Декстер», с которыми у сериала нет вообще ничего общего, я не знаю, спросите у тех самых критиков.
С «Настоящим детективом» — да, есть очень небольшие аллюзии: сцена снятия показаний у Есении, идущая через весь сериал, ну и по подходу к панорамным кадрам видно, что «Настоящий детектив» создатели «Метода» знают и ценят. Однако я бы не назвал это подражанием, тем более что все остальное — совершенно оригинальное.
Кстати, некоторые из тех преступлений, которые расследует Меглин, имеют свои реальные прототипы: например, дело «липецкого Чикатило» и дело Оноприенко.
Хабенский в роли Меглина — просто превосходен! Персонаж получился очень интересный и совершенно нешаблонный. Он вовсе не супермен и не красавец, скорее наоборот — не слишком примечательный мужичок с очень средними физическими данными, к тому же еще и одевающийся, как еще не до конца опустившийся алкаш: кепочка, типично эксгибиционистский плащик, рубашечка, штанцы, причем ходит он в этом прикиде практически весь сериал.
При этом Меглин — реальный «волкодав», который способен справиться с крайне опасными убийцами, и это не за счет физических данных, а за счет характера и определенной безбашенности, которая и позволяет ему в одиночку раскрывать сложнейшие и запутанные дела. Он не верит в огнестрельное оружие, он верит в ум, волю и стремление идти до конца несмотря ни на что.
Видно, что он имеет огромный опыт, а главное — обладает способностью, во-первых, быстро замечать уйму всяких мелких и поначалу кажущихся несущественными деталей, а во-вторых, мгновенно анализировать увиденное, делая соответствующие выводы.
Этому он пытается научить Есению, однако Меглин ведет себя вовсе не как мудрый ментор, наставник, а исповедует принцип: брошу ее в воду, а она пускай сама выплывает, как хочет. Так что если выплывет — молодец, а не выплывет — ну и на черта ему такой стажер, который не умеет сражаться до конца.
В сериале хорошо прослеживается, как Меглин меняет Есению, раскрывает некоторые черты ее характера, и если на первых делах она — эдакая наивная выпускница юрфака, которая ничего не знает и ничего не умеет, то в последних расследованиях она уже достойная ученица Меглина: умеет анализировать, как он, научилась действовать, как он.
Когда мне на моем форуме рекомендовали «Метод», то некоторые участники писали, что их страшно раздражала Паулина Андреева в роли Есении, что, мол, это полный мискастинг и что Паулина, по их мнению, просто-таки провалила свою роль.
И вот с этим я не соглашусь ни разу. Паулина Андреева представляет собой типаж несколько необычный, нестандартный, однако ее Есения в рамках данного сериала мне вполне понравилась. У меня к ней не было никаких претензий, и я считаю, что Андреева как раз справилась на твердую четверку. Тем более что она играла вторую скрипку в дуэте с самим Хабенским, чей персонаж тут затмевал всех и вся.
Также большой плюс создателям сериала за то, что они не стали гламуризировать персонажа Андреевой, что, в общем-то, как бы даже просилось для завоевания симпатий определенной части аудитории. Но нет, никакой «красивой и решительной», никакой Кейт Беккетт, которая меня так раздражала в «Касле». Здесь юная девушка, бывшая студентка, которая стала стажеркой у более чем своеобразного и опасного человека: Меглин перед ней с течением времени постепенно раскрывается, ну и общение с ним сильно меняет Есению.
При этом сам персонаж — никакой косметики, никакого «модного прикида»: одни и те же рабочие штанцы с карманами и одна и та же курточка. Почти ноль внешних эффектов, зато очень неплохо показано, как закалялись сначала алюминий, а потом чугун и сталь характера Есении, ну и с ее персонажем было немало ярко эмоциональных моментов, которые Андреева, на мой взгляд, сыграла очень даже хорошо.
Папу Стеклова сыграл Виталий Кищенко. Тоже очень понравился, типаж подобрали — один в один: эдакий старший советник юстиции с каменной физиономией и пустыми рыбьими глазами. Сыграл не сказать что сильно впечатляюще, но чисто внешне соответствовал на все сто.
В сериале в течение 16 эпизодов появляется немало интересных актеров, среди которых прежде всего хочется отметить Тимофея Трибунцева, который из своего «Пиночета» сделал практически шедевр. Но он действительно потрясающий актер: каждая его роль, даже небольшая, заслуживает внимания. «Пиночет» тут — просто до дрожи, причем в каждом своем появлении. Психопат, реально страшен, одновременно его жалко просто до боли, особенно когда выясняешь, что с ним произошло.
Также очень понравился Юрий Колокольников в роли «Птахи» в соответствующем эпизоде — он отлично сыграл, да и эпизод получился очень яркий.
Из молодых персонажей Женя (Александр Петров) был довольно колоритен и убедительно мажорен, но я как-то ждал, что с ним будет какое-то развитие, а его так и не случилось.
Саша (Макар Запорожский) был скучно-правильный и скучно-правильно обещал расследовать дело убийства подруги Есении, да так и не расследовал. А ведь еще Станиславский учил Немировича-Данченко за дружеским ланчем: если в первом акте на стене висит ружье, то во втором акте его надо хотя бы зарядить. Женю еще зарядили, а Саша так и проходил весь сериал холостым. Я думаю, что он так и не женится, хотя жалко парнишку.
Ну я в упор не понял, на черта Сашу Цекало, из которого такой же актер, как из кота Бублика бас-профундо, поставили сыграть этого «праздничного убийцу» (это написано в касте). Сыграл он его совершенно бездарно и в роль четко не попал на все сто. Но зато он — генеральный продюсер, поэтому вопрос снят. Хотя в наше время генеральные продюсеры в каст запихивали по крайней мере своих любовниц, а не себя любимых. Но времена — они меняются.
Зато старший брат Саши Виктор Цекало как раз вполне вписался в роль мерзейшего олигарха Штиха, причем тут никакой иронии: олигарх получился отвратный, как по нотам!
В небольших (один-два сезона) сериалах, которые предполагают четкую концовку, эту концовку ждешь с большим волнением. Во-первых, потому что там должны раскрыться некоторые загадки всего сериала. А во-вторых, потому что нередко в таких случаях бывает так, что, так сказать, плыли-плыли, а на берегу того-этого…
На мой взгляд, в данном случае это не произошло. Меня вполне устроило то, как они закончили сериал: с одной стороны, все было вполне ожидаемо, а с другой стороны, впечатление лично у меня концовка совершенно не испортила. (Хотя некоторые зрители со мной не согласны.)
Что в результате? Как я считаю, вполне достойный просмотра сериал, достаточно оригинальный, сделанный на хорошем уровне, демонстрирующий несколько ярких и интересных актерских работ, хорошо снятый, да и музыка там подобрана очень даже прилично. Мне понравилось. Даже можно употребить слово «очень». Здорово.
Виталий Кищенко (Андрей Стеклов)
Сериал «Метод»: актер Виталий Кищенко в роли Андрея Стеклова, domkino.kz\
Отец Есении — полковник Андрей Стеклов — против работы дочери с Меглиным. Стеклов предлагает Есении работу в прокуратуре. После найденных документов в столе отца Есения понимает, что Стеклов скрывает от нее обстоятельства смерти матери.
Роль Андрея Стеклова в сериале «Метод» сыграл Виталий Кищенко. Визитная карточка артиста — роль Егора Афанасьевича Кривовяза в детективном сериале «Палач». В фильмографии актера более 50 ролей, среди которых — Вадим Хроманский в украинской мелодраме «Две жизни», Алексей Каренин в экранизации «Анна Каренина», начальник сыскной полиции Власов в исторической картине «Матильда» и др. Сегодня Виталий Кищенко снимается в фильмах «В Кейптаунском порту», «Союз Спасения», «Желтый глаз тигра» и др.
У злодеев есть прототипы
За основу сюжета взяли громкие дела серийных маньяков, которые орудовали в 70–80-е годы прошлого столетия. Чтобы добиться достоверности, сценарист Дмитрий Иванов поднимал архивные документы.
В 1-м сезоне создатели «раскрыли» дело Анатолия Сливко, который истязал детей в туристическом лагере «Романтик», каннибала Алексея Суклетина, врача-насильника Василия Кулика, маньяка-таксиста Геннадия Михасевича и «Липецкого Чикатило». Отдельные эпизоды оказались настолько жесткими, что на некоторые роли злодеев долго не удавалось найти актера.
Александр Петров (Женя)
Сериал «Метод»: актер Александр Петров в роли Жени, the-rutor.org
Однокурсник Есении — Женя — рассказывает подруге о следователе с уникальным методом работы. Убийство подруги в ночном клубе дает толчок для Есении поработать со следователем.
В сериале «Метод» актер Александр Петров сыграл роль Жени. Дебютная роль артиста состоялась в 2010 году в небольшой роли в психологической драме «Голоса». Первая известность к Александру Петрову пришла с ролью командира танка Яшки в военной драме Джаника Файзиева «Август. Восьмого». В 2012 году артист сыграл роль в популярной мелодраме «Пока цветет папоротник». Среди фильмов с участием Александра Петрова — «Обнимая небо» (Ваня Котов), «Закон каменных джунглей» (Вадик «Пулемет»), «Фарца» (Андрей Трофимов), «Гоголь. Начало» (Николай Гоголь), «Лед» (Саша Горин). Одна из самых известных ролей артиста — опер Гриша Измайлов из детектива «Полицейский с Рублевки».
«Иркутский монстр»
В 9-й серии герои триллера напали на след Василия Грача (Александр Сергеев) – серийного убийцы девочек и старушек. Прототипом злодея стал Василий Кулик, работавший врачом. Причиной изменений в психике маньяк назвал избиение и травму головы. Удалось доказать 13 жертв преступлений сексуального характера. Арестован в 1986 году. Приговорен к смертной казни.
Василий Кулик, фото: кадр из передачи «Следствие вели…»
Алексей Серебряков (Алексей Ануфриев)
Сериал «Метод»: актер Алексей Серебряков в роли Алексея Ануфриева, tvkultura.ru
К Меглину приходит бежавший из тюрьмы убийца Ануфриев. Маньяк по кличке «Стрелок» поставил цель — «помянуть» людей, убив 9, 40, 365 человек.
Ануфриева в сериале «Метод» сыграл Алексей Серебряков. В фильмографии артиста — около 150 ролей в кино. Одно из первых появлений актера на экране состоялось в юности в роли Димки Савельева в популярном сериале «Вечный зов».
В 1989 году Алексей Серебряков снялся в роли, сделавшей его популярным, — Егора Ларина по прозвищу «Малыш» в криминальном фильме «Фанат». Среди многочисленных ролей актера — Николай Сергеев в социальной драме «Левиафан», заведующий отделением Рихтер в комедии «Доктор Рихтер», Анатолий Кожевников в историческом фильме «Березка» и др.
«Мы стали с ними одной крови»
— Насколько тяжело или, наоборот, легко было влиться в уже сложившийся коллектив?
— Вливаться всегда тяжело. Все на тебя так посматривают, кивают головой, а про себя думают: «Ну, давай-давай, открывай Америку! А то мы не знаем!» Это как говорят, что трезвый среди пьяных чувствует себя голым среди одетых (смеется). У них — сыгранность, они в образе, свои фишечки, секретики, опыт: за плечами 16 серий и полгода съемок! А тебе же надо показать себя, свою уверенность, знание материала, завоевать авторитет, вдохновить, поднять на бой!
И вроде бы я должен говорить, а они — слушать, но получалось сначала наоборот: слушал в основном я, входил в курс дела. И главное — они же все давно уже стали маньяками, а я был еще невинным, крови не пробовал. Но потом, когда распробовал, пошло полегче — мы стали с ними одной крови.
— Что было самым интересным или необычным во время съемочного процесса? Что-то, может быть, поразило или удивило?
— Удивляют всегда люди, фанатизм, включенность в общее дело, самоотдача, мастерство. Это касается всех: ты же не всегда знаешь, кто и сколько вложил пота и слез, просто все получается, и ты счастлив. А что за этим стоит?
Продюсерская /
Вот была одна лютая сцена, когда маньяк кромсал лицо жертвы ножницами. И по сюжету он сам снимал на телефон. Как это снять? Решили, что Коля Богачев, оператор, возьмет телефон и снимет, имитируя движения маньяка. Но «кромсать» при этом он не мог: промахнется еще и заденет чего доброго. Он же на экран смотрит, для него главное — кадр.
Я попросил второго каскадера имитировать удары. Попробовали — видно, что рука чужая, не вывернуть ее никак. Тогда Коля хватает ножницы: «Я сам, справлюсь!» И действительно все получилось круто, кровь пошла, когда надо, гримеры все подготовили. Хотя там тоже проблема была, — когда человек лежит, он трубки пережимает своим весом.
Я смотрю дубли — шикарно! Зашел в гримерку каскадера поблагодарить, а ему заклеивают лицо, кровь просто хлещет. Что такое, что случилось?! Оказывается, Коля все-таки промахнулся… А каскадер ни словом не обмолвился, спокойно ушел с площадки — кровь и кровь. Все подумали, что это грим. А это не грим, это любовь к профессии!
Prt Scr youtube.com / Продюсерская компания Среда/ Sreda Prod Company
— Как вам работалось со звездами нашего кинематографа во главе с Константином Хабенским?
— Работать со звездами — это наслаждение. Я жалею, что был вынужден следить за кадром, а не за актерами: как они живут вне кадра, готовятся, сидят на гриме, прогоняют тихонько между собой сцены, входят в образ, настраиваются между дублями. Они невероятные!
Запомнилась первая сцена с Костей Хабенским. Мы встречались с ним до съемок, обсуждали его новый необычный образ. Я подобрал хронику маньяков и пациентов психиатрических больниц, чтобы у Кости был исходный материал. Мы утвердили грим и костюм, но репетиций не было — это особенность сериалов и неизбежность при работе со звездами, у которых график просто не рассчитан на репетиции. Конечно, это неправильно, но реальность сурова.
Александр Цекало (Володя)
Сериал «Метод»: актер Александр Цекало в роли «Праздничного убийцы», bloknot.ru
На станции Моховые горы обнаруживают тела девушек с букетами цветов в руках. Полиция три месяца тщетно пытается выйти на след убийцы. К расследованию привлекают Меглина.
В сериале «Метод» актер Александр Цекало сыграл роль «Праздничного убийцы». Артист стал широко известен благодаря кабаре-дуэту «Академия». Александр Цекало является продюсером популярных картин «Мажор», «Гоголь. Начало», «Троцкий», «Секретарша» и др. Среди актерских работ Александра Цекало — продюсер Болотов в комедии «Ландыш серебристый», Сергей в молодежной картине «Zолушка», Гоша в комедийной мелодраме «Кто в доме хозяин?» и др.
Дети и животные в кадре
Сериал «Метод» содержит эпизоды, где приходилось снимать детей и собак. На роль девочки, которую нашли в подвале мертвой, пригласили 5-летнего ребенка. Но малышка быстро устала и запросилась домой. Тогда в кадр взяли школьницу с линейки, посвященной Дню знаний. Девочку, которая привыкла играть с папой в игру с закрытыми глазами, удалось найти случайно.
А вот для собаководов участие питомцев в съемке эпизода, где животных кормили мясом, в котором торчали бутафорские человеческие руки, оказалось испытанием. Собаки быстро уставали есть лакомство, нарезанное огромными кусками.
Юрий Колокольников (Михаэль Птаха)
Сериал «Метод»: актер Юрий Колокольников в роли Михаэля Птахи, ruskino.ru
Пропадают несколько членов Попечительского совета Оперного театра Самары. В расследовании Меглину и Есении берется помочь тенор Михаэль Птаха.
Птаху в сериале «Метод» сыграл Юрий Колокольников. Зрителям артист известен, прежде всего, по роли магнара теннов Стира из популярного американского сериала «Игра престолов». Дебют актера в кино состоялся в 1994 году в сериале «Железный занавес». В 2001 году Юрий Колокольников снялся в главной роли «В августе 44-го». Среди фильмов с участием актера — «Поддубный» (менеджер Поддубного Корсаков), «Дуэлянт» (князь Басаргин), «Крылья империи» (великий князь Михаил Александрович) и др. Сегодня артист работает над ролью Маяковского в фильме-биографии «ВМаяковский».
«Полесский упырь»
Алексей Серебряков создал образ Стрелка. В список «Реальные маньяки «Метода»» попали Анатолий Оноприенко и его сообщник. Детство Оноприенко прошло в приюте при живом отце и брате, которые отказались его воспитывать, что наложило отпечаток на дальнейшую жизнь.
Резонансное дело об убийствах в машинах долгое время не могли классифицировать как серию преступлений. Маньяка ловили, а потом выпускали на свободу. Позже сумели доказать 52 эпизода. Злодея арестовали в 1996 году и приговорили к смертной казни, а потом к пожизненному заключению. Скончался в тюрьме в 2013 году.
Анатолий Оноприенко, фото: Ефрем Лукацкий
Самая яркая кинопремьера
Ставший любимым для многих зрителей сериал «Метод», отзывы о котором крайне противоречивы, признан самой яркой кинопремьерой 2015 года. Многие критики открыто признавали, что до выхода многосерийной ленты все ранее снятые фильмы можно причислить к среднему уровню. Многочисленные сериалы, заполонившие сетку вещания и снятые «на один раз», приелись зрителям, жаждавшим увидеть нечто, что заставит их искать тайный смысл.
Маститые рецензенты высоко оценили самобытный сериал. А некоторые заявили, что шедевральным произведением с необычным сюжетом и потрясающей игрой актеров не стыдно похвастать на мировом уровне, и теперь Россия может показать зарубежным коллегам достойный продукт.
Рецензии, отзывы, актеры
Хабенский, играющий Меглина со странным поведением и особым чутьем на маньяков, настолько достоверно передал характер своего героя, что ему верят с первого кадра. Лучший современный актер нашего кинематографа вжился в роль человека, открывшего в себе патологические наклонности, но на протяжении всей жизни сдерживающего их глубоко в себе.
Принявший решение обратиться к психологам, он уберег себя от преступного будущего, став настоящим профессионалом своего дела. О таком необычном герое, прекрасно понимающем преступивших черту маньяков, и повествует качественно снятый «Метод» (сериал). Отзывы о фильме изобилуют сравнениями Меглина с Декстером – социопатом с растущей жаждой убийств, уничтожающего только настоящих преступников, избежавших наказания.