Россия, Москва, Шереметьевская улица
Телефон:
+7 (910) 486-58- Показать номер
Пн-вс: 10:00—22:00
whatsapp telegram vk email

Пила от одиночества, почти ослепла, мучительно умирала: трагедия актрисы Татьяны Лавровой

Родители и детство

Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года. Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект). Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.

По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед – архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов. По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь. Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию – Вознесенский.

Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.

У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.

Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта. Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30. Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»

Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.

Биография

Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.

Поэт-песенник Андрей Вознесенский

Поэт-песенник Андрей Вознесенский

Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.

Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».

Андрей Вознесенский в молодости

Андрей Вознесенский в молодости

В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился Андрей Тарковский. Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.

После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..». По специальности Вознесенский не работал никогда.

Юность

С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.

Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.

Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.

Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.

Andrey-Voznesenskiy-i-Zoya-Boguslavskaya.jpg

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская

В одном из эпизодов картины Зоя Богуславская говорит о себе: «Мое свойство – никогда не жаловаться, никогда не просить. Хотела бы с таким же достоинством уйти из жизни, и главное – не пережить Андрея Андреевича». Не вышло. И тот же фильм, что рассказывает об этих двух любящих людях, вместит кадры похорон поэта. А спустя два месяца неутешная вдова, уже в Переделкине, в их с Вознесенским деревянном доме, поставит последнюю точку в телерассказе об их долгой совместной жизни.

Два слова о режиссере. Анатолий Малкин запомнился мне как талантливый автор и чуткий собеседник в документальных картинах о Виктории Токаревой, Борисе Эйфмане… Сейчас на канале КУЛЬТУРА он постоянный ведущий телепрограммы «Ближний круг», посвященной режиссерам театра и кино и выводку их учеников. Что-то получается лучше, что-то хуже, но Малкин, прекрасно разбирающийся в театре и театральных людях, очень органичен в роли ведущего. Он корректен с мэтрами, находчив со студентами и в то же время не упускает случая задать какой-нибудь провокационный или волнующий его вопрос.

Не со всеми это получается. И одну такую сцену, когда не получилось с Зоей Богуславской, Малкин не побоялся включить в сериал. Зоя Борисовна не привыкла к тому, что ее перебивают. Вот она начала о Лиле Брик — и Малкин из своего угла ( его нет в кадре) тихим голосом просит рассказать о том, как они познакомились. И получает мини-истерику. Зоя Борисовна идет по своему плану, ее не нужно сбивать…

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

  • «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
  • «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
  • «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
  • «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
  • «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
  • «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).

«Юнона и Авось»

Андрей Вознесенский. Биография поэта

В 1970-80-е годы Вознесенский внес свой вклад в массовую культуру, создав первую русскую рок-оперу «Юнона и Авось». Она была поставлена в Московском театре «Ленком» в соавторстве с композитором Алексеем Рыбниковым и режиссером Марком Захаровым. «Юнона и Авось» стала самой популярной русской рок-оперой всех времен. По ней поставлено более тысячи спектаклей. Опера стала бестселлером с Николаем Караченцовым и Александром Абдуловым в главных ролях. Вознесенский написал такие международные хиты, как «Миллион алых роз» и другие популярные песни в соавторстве с композитором Раймондом Паулсом и певицей Аллой Пугачевой. Он также создал цикл интимных романтических песен в сотрудничестве с композитором Микаэлем Таривердиевым.

Поэзия Андрея Вознесенского во многом экспериментальна, всегда нова и находится на острие творческих поисков. Благодаря его образованию архитектора, требования архитектуры к структурной гармонии и контрасту, казалось, присутствовали в его поэтическом дизайне. Произведения представляют собой своеобразный синтез глубокого лиризма и глубоких философских концепций, музыкальных и звучащих одновременно как мощный предупреждающий колокол. Его новаторские стихи волновали читателей, но раздражали авторитетов и подвергались критике со стороны православных советских писателей. Вознесенский остался верен себе и привлек к себе мировое внимание как создатель мощного стиха и символов юношеского неповиновения. Его мастерство, экспериментирование и глубина как поэта завоевали ему уважение во всем мире, и произведения были переведены на множество языков.

Личная жизнь

Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.

В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.

Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.

Андрей Вознесенский — биография, фото, стихи, личная жизнь поэта

Имя: Андрей Вознесенский (Andrey Voznesenskiy) Дата рождения: 12 мая 1933 года

Дата смерти: 1 июня 2010 года

Возраст: 77 лет

Место рождения: Москва

Место смерти: Москва

Деятельность: поэт, публицист, художник и архитектор

Семейное положение: был женат на Зое Богуславской
Андрей Вознесенский — биография
Андрей Андреевич всем знаком, как поэт и публицист. Мало кто знает, что он был замечательным художником и даже архитектором. Как же сложилась его биография, что позволила так разносторонне раскрыть многогранный талант Вознесенского.

Детские годы, семья поэта

Вознесенский родился в Москве в семье инженера. Отец участвовал в строительстве Братской и Ингульской гидроэлектростанций. Позже он получил звание профессора. И ему предложили возглавить институт, который изучал и готовил специалистов по водным проблемам. В связи с тем, что отца часто вызывали на объектные стройки, маленький Андрюша жил на родине мамы во Владимирской области. Кроме Андрея в семье росла его сестрёнка. Когда мальчику исполнилось 8 лет, началась война, и их с мамой эвакуировали в Курган, где он посещал школу. Заканчивал он своё обучение уже в школе Москвы. Очень рано почувствовал рифму, и в 14 лет отослал свои первые работы Борису Пастернаку. Это очень сблизило двух молодых людей надолго.

Учёба Андрея Вознесенского

Когда Андрей получил аттестат, он не стал размышлять долго и поступил в институт на архитектора. Так поступали все дети образованных родителей, потому что престижным считалось отучить своих отпрысков на технические профессии. Честно отучившись в этом учебном заведении и получив диплом, он решил забыть про архитектуру. Так и получилось, он больше никогда не вспоминал о своей профессии. Но всё — таки успел стать автором монумента, сооружаемого в честь исторического присоединения к России Грузии (соавторами его были известные скульпторы Коновалов и Церетели).

Началась его биография поэта. Стихи стали публиковаться, критики отмечали яркость, насыщенность поэтической строки Вознесенского. Он внёс в поэзию подтекст, который можно было найти почти в каждой его поэтической строке. Не только Пастернак воздействовал на слог, смысл и рифму начинающего поэта. Андрей очень жадно внимал творчеству Владимира Маяковского. Казалось очень странным, что увлекаясь поэзией поэта-трибуна революции и перестроек, первый стихотворный сборник Вознесенского был резко встречен литературными критиками. В нём усмотрели, что молодой поэт критиковал существующий строй и советскую власть. Редактора, выпустившего сборник в печать, выгнали.

Дальнейшая судьба поэта

Да, поэт попал в опалу, но продолжал творить. Вскоре написал стихов на целый второй сборник, он вышел большим тиражом, но всем желающим его иметь у себя, не хватило. С тех пор ни один творческий вечер не проходил без участия Вознесенского. Хрущёв ненавидел поэта, но по чистой случайности приобретения в число поклонников таланта Вознесенского Роберта Кеннеди, он отказался от мысли выгнать Андрея из Советского Союза. Поэт прибыл однажды в Америку, завёл много полезных и приятных знакомств. В частности был знаком с Мэрилин Монро. А на родине поэт продолжает быть в немилости у власти, зато любимчик у народа.

Стихи переписывают, передают друзьям и знакомым. Если кто-то скажет, что не знает ни одного стихотворения Андрея Вознесенского, тот покривит душой. Многие его стихи положены на музыку и стали хитами: замечательные песни «Верни мне музыку» и «Миллион алых роз», известнейшая рок-опера «Юнона и Авось». Сейчас многие, наверное, удивятся и скажут, что никогда и не подозревали, что это стихи известного советского и российского поэта. Да-да, это именно так. А замечательная игривая «Плачет девочка в автомате»? Это тоже принадлежит перу Андрея Андреевича.

Римма Казакова, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский. 1960-е

Андрей Вознесенский — биография личной жизни

Творческие личности притягивают друг друга. Первой женой поэта была Белла Ахмадулина. В то время она уже была замужем за Евгением Евтушенко, но вспыхнувшая страсть позволила первому браку распасться.

Андрей Вознесенский

Настоящей музой поэта стала тоже поэтесса, драматург и прозаик Зоя Богуславская. Целых 50 лет они прожили с Андреем Вознесенским бок о бок. Ходили слухи, что у поэта был роман с актрисой Татьяной Лавровой, но сердце любящей женщины, каковой была супруга Зоя, смогло простить всё. Но, благодаря этому романтическому чувству, на свет появилось гениальное произведение «Юнона и Авось». В браке, который длился очень долго, детей не было.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская

Лирика (Вознесенский)

(Последнее интервью поэта перед смертью)

[media=www.youtube.com/watch?v=PWCUgTrMQ_M]

Андрей Вознесенский — болезнь и смерть

У поэта начали слабнуть мышцы рук и ног. Диагноз был страшный – болезнь Паркинсона. Инсульт принёс паралич руки, не стали двигаться ноги. Второй инсульт дал другие последствия – пропал голос. Поэта оперировали в Мюнхене. Но третий инсульт оказался последним. Умер Вознесенский у себя на даче в Переделкино, кстати, его дом был рядышком с усадьбой Бориса Пастернака. Там он проводил много времени со своей женой Зоей Борисовной.

За всю свою творческую биографию Андрей Вознесенский имел много наград. Международная и Государственная премии, два Ордена, Знак почёта, был почётным членом не одной Академии. Все награды были заслуженны, так как все произведения поэта были любимы народом, а это высшая похвала творцу.

Могила Андрея Вознесенского

Автор биографии: Natsh

1414439028_4012.jpg

Зоя Богуславская в фильме «Андрей и Зоя»
В сериале «Таинственная страсть», не так давно прошедшем на ТВ и, на мой взгляд, во многом опирающемся на рассказы Зои Богуславской «о времени и о себе», показано это размежевание «шестидесятников». Роберт Рождественский решает вступить в партию, чтобы бороться со злом «изнутри». Василий Аксенов, примыкающий к пятерке поэтов, уезжает из страны, а Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина и Окуджава — остаются с «поэзией».

Даже Евгений Евтушенко, чьи стихи были наиболее социально острыми, не воспринимался властями как «чужак». Не забуду кадры из фильма о Бродском (тоже не диссидента), где престарелый пенсионер Филипп Бобков, бывший куратор КГБ по культуре, пренебрежительно, как о враге, отзывался об Иосифе Александровиче, восторгаясь при этом Евгением Александровичем и наизусть цитируя его стихи.

Бродский был неприемлем для властей «стилистически».

Но и поэты-шестидесятники из нашей пятерки в каком-то смысле были «Новой волной», вызывали отторжение у «стариков», у части коллег.

Вознесенского могли ненавидеть за многое. За необычную архитектонику стиха, частично взятую у Маяковского, но дополненную и обогащенную стихотворцем-архитектором, за рифмы, за манеру читать, за изысканный заграничный прикид, которому уделялось особое внимание, за популярность, за поездки за границу и дружбу с Джоном, Джеки (Жаклин) и всей президентской семьей, за знание языков, наконец, за жену-еврейку…

Ссылка на основную публикацию
Похожее