У каждого народа есть свои традиции и обычаи, касающиеся бракосочетания, и казахи – не исключение. Казахские свадебные обычаи и традиции до сих пор соблюдаются современными молодоженами. И хоть они претерпели некоторые изменения с ходом времени, они до сих обладают особым символизмом и смыслом для молодых, как и многие традиции на мусульманской свадьбе. Сайт Свадьбаголик.ru расскажет вам о самых важных этапах казахской свадьбы, которые складывать на протяжении многих лет.
Смотрины и сговор
В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».
Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.
Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.
Отступать некуда — позади «сырға салу»
«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.
Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.
Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!
Сватовство
Данный этап включает в себя непосредственное сватовство. Отец невесты, который заранее осведомлялся о приезде сватов, приглашал всех родных и близких. Отец жениха, сам жених, а также их родные и близкие приезжали в дом невесты. Приближенные жениха преподносили невесте и ее близким подарки согласно казахским традициям. Обе стороны кушали из одной посуды, а принимающая сторона преподносила угощение из сала и печенья.
При окончании сватовства стороны обменивались различными подарками: одеждой, драгоценностями, животными. Заключительным этапом сватовства являлся приезд отца в дом жениха. Оговаривалась дата свадьбы, калым и подарки. Для оповещения всех родственников обе стороны высылали им пригласительные на казахскую свадьбу.
Как проходят смотрины узату?
В Казахстане первым этапом свадебной церемонии является кыз узату, по другому смотрины. Родственники и друзья со стороны мужа (обязательно в нечетном количестве) приезжали в назначенный день посмотреть на невесту.
Обязательно назначался среди них самый главный сват. Родственники невесты были обязаны тепло встретить гостей, накормить их и угостить чаем.
Обратите внимание, что жених зачастую и вовсе не приезжал на смотрины. Сейчас этот обряд практически никем не используются. Его придерживаются лишь только крайне религиозные семьи.
Невесту на рассвете сваты сажали в повозке и везли её таким образом до дома жениха, даже если он находился в соседней деревне.
Девушка прощалась со своими близкими и пела прощальную песню. Примечательно что, сидя в повозке, барышне было запрещено поворачиваться и смотреть на отчий дом. Она должна была лишь уверена смотреть вперед.
Калым мал – плата за невесту
Сторона жениха после проведения сватовства по обычаям казахской свадьбы обязана была уплатить калым, размер которого зависел от благосостояния брачующихся. Если они бедные, то калым мог ограничиваться 4-5 головами скота. Однако если сватаются дети знатных и богатых людей, то калым мог достигать и 200 тысяч голов скота.
Калым мал – это отличительная традиция, которая сохранилась у казахского народа и в наши дни. Наличие калыма – это неотъемлемый обычай для дальнейшего празднования свадьбы, так как данным жестом жених выказывал свое уважение и щедрость по отношению к невесте и ее родственникам.
Итоги
В давние времена, казахских девушек выдавали замуж в возрасте 13-14 лет, а парней женили в возрасте 14-15 лет. Нельзя было заключать браки представителям одного рода. Возраст тоже имел значение: невеста не могла быть старше жениха больше, чем на 8 лет, зато жениху позволялось быть старше невесты на 25 лет. В наши дни, допускается нарушение этих ограничений, однако, они еще не забыты. Также интересен факт, что свадебные тосты имеют право произносить исключительно старшие родственники.
Современная казахская свадьба проводится с участием ведущего, который, как правило, включает в сценарий обряды, дошедшие до нас с прошлых лет. Казахстан – страна, где с почтением относятся к традициям образования новой семьи.
( 1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Приезд невесты в дом жениха
Традиционно невесту с закрытым лицом доставляли до места, которое находилось на некотором расстоянии от аула. Затем ей навстречу выходили молодые девушки, и они вместе заходили в аул и усаживались за ширму. Те, кто встречали невесту, осыпали ее конфетами и монетами.
Когда все желающие собирались в ауле, то в центр выводили невесту и проводили обряд открытия лица невесты. При этом шаль снимала женщина благородных лет. Она желала девушке семейного благополучия и счастья. Шаль передавалась по кусочкам молодым девушкам, а на голову невесты надевался платок, который означал прощание с девичьей жизнью. На данном этапе исполняли казахские свадебные песни, в которых пелось о счастливой семейной жизни новобрачных.
Казахская Свадьба
Уважаемые сплетницы, мне было ОЧЕНЬ приятно, что мой первый пост про свадьбу в Корее вам понравился! В комментариях многие интересовались казахскими свадьбами, и я пообещала написать еще один пост. Это заняло бы у меня очень много времени, но к счастью в 2014г. на просторах казнета гулял пост Асем Кенжебек, который на мой взгляд, полностью описывает свадьбы казахов в Алматы, поэтому я решила его отредактировать, дополнить, это не совсем мой авторский пост, и в источнике я указала автора. Еще раз повторюсь, данный пост описывает свадьбы в Алматы, в других регионах Казахстана обычно все по-другому, и как проходят свадьбы там я не в курсе, так как ни разу на тамошних свадьбах не была.
Часть 1. Начало. И вот настал тот момент когда казахский парень нашел себе невесту и решил жениться. Мама, узнав о новости, сразу начинает допрос «Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает? Из какого она рода-племени?». Любой казах обязательно знает из какого он рода. Согласно казахским обычаям, каждый казах обязан знать своих предков до 7 колена, то есть, знать генеалогию и родословную своих предков, чтобы не допустить кровосмешания если у него и невесты есть общие родственники. Даже есть такой прикол, если к тебе клеится неприятный парень, спроси с какого он рода, а потом, скажи, что ты с такого же, его тут же ветром сдует.
Часть 2. Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий. Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть крутой ресторан, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят, надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи. Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте серьги и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу. В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие. Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату». Надо о практически не допускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды (невесту иногда настоятельно просят искать платье без глубокого декольте и с рукавами, так что и тут могут не разрешить своеволия), кольца, лимузины и свадебный торт. А все потому, что свадьбы делаются не для молодых, а для родственников, молодые чаще всего просто воспринимаются атрибутом мероприятия, а не его зачинщиками. Часть 2.Сырга тагу (Помолвка) Мама жениха с ближайшими родственницами проводит поиск сережек для невесты. Желательно, чтобы серьги были в комплекте с кольцом и содержали хоть какой-то намек на наличие бриллианта. Пусть это будет крошка, главное чтобы был намек на углерод, комплект преподнесут так, как будто это каратники от Тиффани! И вот, делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь. Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, речь начинается с презентации своего рода и происхождения. Пафосным тоном необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию. Далее, произносится стандартная речь примерно следующего содержания — Вот жених, с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита. Мы пришли просить у вас ее руки. Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.Приводят будущую келин-невесту. Мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье. Часть 3. Кудалык. (Сватовство). «Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям. К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное). Обычно приданное- это спальный гарнитур, одеяла, постельное белье, подушки, бытовая техника на кухню, посуда, одежда невесты на 4 сезона вплоть до нижнего белья. В максимальных случаях это может быть мебель и техника на весь дом если квартиру покупает жених, и если по минимуму то хотя бы гарнитур с постельными принадлежностями, все зависит от достатка семьи.
Самое главное в сватовстве это вовремя получить списки делегатов на церемонию. В этом списке имеется статус, регалии, а также размер одежды и размер пальцев женской части для покупки колец. И именно с этим списком теперь сваты рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит» и подготовка крутой казахской свадебной сумки — Коржын.
Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками. Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Часто вместо/вместе сумки даются деньги. Помимо этой сумки и/или денег, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Также за невесту платят Калым, раньше его выплачивали родителям невесты скотом, сейчас платят деньгами, сумма зависит от благосостояния жениха, но обычно составляет от 1 000 долларов США и до бесконечности. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей.
Часть 4. Узату той (проводы невесты) Узату той, это по факту та же свадьба, но без регистрации и торта. Обычно на Узату невеста надевает свадебное платье в национальном стиле, а на саму свадьбу в европейском, но бывает и наоборот. Узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые заберут невесту после тоя. Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата-пожелания, некоторые родственники рыдают и жених быстренько забирает невесту. Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Увидела этот коллажик, не сдержалась, решила добавить Часть 5. Келин шай. И вот наступает первое утро келин в новой семье, после того, как она встает какие-то татешки заводят ее в гостиную. В комнате уже накрыт огромный дастархан, а за ним сидит огромное количество апашек, которые завидев ее хором говорят «Дорогая, пускай зацветет цветами твой первый шаг в нашу семью! Мы пришли продегустировать чай с твоих рук.». И тут же, невидимая рука накидывает платок на голову невесты, вторая невидимая рука ставит перед ней всё необходимое для казахской чайной церемонии и экзекуция начинается… «Келин, не надо лить через край, наливай нормально», «Келин, наливай посветлее, а то у меня давление», «Келин, налей без молока», «Келин, вон та пиалушка с ложкой -моя, налей по-алматински (т.е. полную пиалушку без уважения)»- говорит апашка посердобольней. (Тут нужна ремарка — чай гостям всегда наливают, заполняя пиалу на 40-50%, полная пиала намекает, что человеку не рады, торопят быстрее выпить чай, или не хотят постоянно наливать горячего чая и хотят от него побыстрее избавиться, и считается признаком неуважения). Спустя пару часов, когда выпито более десяти литров чая, а келин основательно подкачала свою правую руку, апашки начинают закруглятся. Здесь начинаются приятные сюрпризы. Апашки начинают ложить денежные купюры под свои пиалушки, а самые щедрые, даже могут снять золотое кольцо с пальца, и все это действо происходит под реплики «Чай с рук келин был очень вкусен! Будь счастлива дорогая!».
Свадьба.
На составление списков гостей на свадьбу уходит много времени. У любого казаха есть три категории самых близких родственников. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников — это «Генерал кудалар» (главные сваты). Сюда относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау»(сделать ответку) или «бизди оздеринин тойларына шакырган» (они звали нас на свой той). Это никому не понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. Если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 60% людей из этого списка, он просто не знает. Отдельно надо отметить о дебатах, вокруг тостов. Молодожены активно сопротивляются, умоляя родителей ограничиться 3-4 тостами.
Этот вариант прокатывает очень редко. В итоге, зачастую, решают сделать порядка десяти тостов, каждый в количестве по 20 человек. Вот здесь можно проверить профессионализм тамады, который должен добиться что сказали только два человека из толпы. (Ремарка- тосты у нас любят все, особенно бабушки и дедушки. Они могут произносить их самозабвенно, начать со своей жизни, рассказать о своей семье, 10 минут ходить вокруг да около, потом уже 10 минут вести долгие хитросплетения пожеланий. Во время произнесения тостов Молодожены и дружки стоят. Я была дружкой на одной свадьбе и мерзкий Тамада давал слово всем гостям. Нам пришлось стоять в общей сложности не менее 2,5 часов. Это был тихий АД!)
И вот настал день свадьбы!!! Подъехали лимузины, операторы, фотографы. Все собрались и поехали в ЗАГС. После регистрации молодые уехали кататься и делать фотосессию на фоне всех достопримечательностей города. Близится кульминация. Гости начинают потихоньку собираться. Стоит особо отметить пунктуальность многих казахов. Точнее полное ее отсутствие. Если той назначен на 17,00, то по самым оптимистичным расчетам он начнется в 18,30. На практике обычно свадьба начинается через 2-3 часа позже времени, указанном на пригласительном. Хотя в последнее время люди вроде как стали пунктуальнее. (Вот ролик на эту тему, качество видео не очень четкое, зато почти правда)
Гости собрались. Вроде усадили всех, даже тех, кого не приглашали. ( Да, такое тоже бывает. Вот банальный пример- приглашают, например тетку на свадьбу, а она по простоте душевной берет свою дочку 25 лет от роду, а дочка подружку. И неважно, что ни они ни их никто не знает, их это как-то мало волнует)
Начинается Беташар (Бет -лицо, ашар-открытие). Беташар это ритуал, когда новая келин стоит с закрытым лицом. Выходит тамада, и, играя на домбре, в виде песни перечисляет всех родственников жениха. Под звуки домбры невеста делает поклон каждому родственнику, а они в свою очередь кладут перед ней деньги в благодарность (деньги тамада потом забирает почему-то себе). При этом невесту с двух сторон берут за руки женгешки (старшие снохи) жениха. Чем красивее и глубже кланяется невеста, тем больше она показывает уважение своей новой семье и тем больше положительных возгласов звучит от толпы родственников. После всех поклонов, поющий беташар тамада, открывает домброй лицо девушки. Не сдержалась, добавила нижнее фото, очень уж оно смешное :))). Кстати, тете подруги на беташаре уже слегка пьяненький тамада, открывая лицо, домброй двинул по носу, сломав его. Вроде брак удался, а свадьба нет…
Родственники жениха с предыханием ждут, когда можно увидеть лицо новой келин, а самые прозорливые сразу на месте делают выводы о характере, интеллекте и богатом внутреннем мире девушки. Гости расселись по своим местам. Наступает время первого Бата (Благословения). Тамада подносит микрофон самому старшему и уважаемому аксакалу, который даёт своё Бата. Ну вот, гости сели за стол. Здесь вы увидите различные салаты, закуски, но любой гость моментально определяет богатство казахского дастархана не за счет количества и ассортимента салатов, закусок и спиртного, а за счет наличия на столе мясного ассорти из казы, карта и жая (деликатесы из конины).
Заедая казы в виде закуски, гости инстинктивно чувствуют «недогон». Все тихонечко принюхиваются в ожидании Бешбармака. Бешбармак- это тонкие куски теста, сваренные в крепком мясном бульоне, обычно их подают в широких блюдах, сверху раскладывают мясо, обычно говядину, баранину и конину или только конину, обязательно деликатесы из конины, приправляют жирным бульоном с луком, некоторые также добавляют картофель. На самом деле очень вкусное блюдо, не очень жирное, но достаточно тяжелое, пока писала, слюнки потекли. К бешбармаку подают бульон в пиалах, кымыз или шубат (специально приготовленное лошадиное или верблюжье молоко). Обычно, после беша подают еще порционное горячее, рыбу, курицу, итп. Представьте себе масштабы и количество подаваемой еды!
И вот, наступает удачный момент для показа «love story». Сценарий этих краткометражных актерских проб молодоженов практически одинаков. Вот они за ручки гуляют в парке, вот они сидят в кафе, вот они заглядывают друг другу в глаза. Декорации могут быть разными, но сценарий и актерская работа не меняются. Свадьба в разгаре. Разгоряченные и довольные гости выбегают танцевать после каждого тоста. Тамада вспотевший и красный тщетно пытается уложиться в отведенное время. Молодожены и их свидетели находятся в режиме «встали-сели» из-за обилия тостов, во время которых принято стоять. В середине второго стола, начинают ставить десерты и подавать чай. Наступает время подачи «тойбастара». Тойбастар это тоже важный ритуал, когда на каждый стол подаются большие блюда или специальные сумки, загруженные различными подарками, конфетами, печеньками и спиртным, чтобы каждый гость смог с собой забрать частичку этого тоя, и чтобы в его семье тоже наступило радостное событие. К разгару чаепития, согласно «древнейшей» казахской традиции, выкатывают многоэтажное кондитерское произведение, именуемое «свадебный торт». Счастливые молодожены разрезают его и пытаются скормить своих родителей, желательно всех из одной ложки. Далее, также по еще одной «древней» казахской традиции, невеста кидает свой свадебный букет. Согласно казахским поверьям, поймавшая букет незамужняя девушка, выходит замуж следующей. И вот, столы опустошены, можно потихоньку собираться домой. Уставшие и довольные хозяева мероприятия прощаются с гостями и выпроваживают со словами «Тагыда тойда кездесейк»- Давайте встречаться только на тоях». Ну все, остатки свадебной суматохи подобраны, все едут домой. Конец!!!!
Пост получился очень длинным, дорогие сплетницы, я его сократила по максимуму, но вот такие у нас сложные по процессу планирования, и проведения свадьбы. Перечитывая пост, у меня самой закипал мозг, ибо все уж слишком сложно, и я лишний раз была рада, что у меня не было и десятой части всего процесса. Надеюсь вы не слишком утомитесь от чтения!
Для тех, кто не осилил текст предлагаю видео с примером свадьбы, правда видео сделано по заказу государства, поэтому в нем фигурируют звезды, и посыл патриотичный слишком
Всем спасибо за внимание!
Обряд бракосочетания
Если пара принадлежала к мусульманам, которых в Казахстане около 70%, то они заключали брак по законам Ислама. Жених с невестой садились на коленях перед муллой, у которого была пиала с водой и серебряными монетами. Мулла зачитывал три раза молитву, после которой жених и невеста отпивали в одном и том же месте воду. Затем свидетели подносили пиалу с водой не только молодоженам, но и всем присутствующим, которые чайной ложкой вылавливали монеты.
Далее следовало празднество. По формату проведения торжества современные казахские свадьбы сильно отличаются от тех бракосочетаний, когда почитались все традиции и обычаи. Однако неизменным остался танец на казахской свадьбе, без которого невозможно представить ни одно торжество у этого народа.
К чему должна быть готова будущая «келiн»?
Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.
Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест
Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.
Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.
Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.
«Үйлену той», или Финишная прямая
На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.
Во время беташара на домбре играет акын или беташарист. Каждый родственник, имя которого называется, подкидывает ему коримдик, а невеста в ответ кланяется. По окончании акын открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается череда тостов.
Калым и приданое
Во время сватовства родители жениха договариваются о материальном подтверждении серьезности намерений. С этой целью принято выплачивать калым за невесту. Родственники будущей жены готовят приданое.
Вот что известно об этих составляющих свадебного процесса:
- Калым. Казахи сохранили древнюю традицию — уплату калыма («калын мал»). В прошлом его выплачивали скотом. Современный калым выплачивают деньгами, а также предметами роскоши: преподносят золото, ковры, меховые изделия. На данный момент в разных регионах Казахстана отношение к калыму разное. Если на севере страны ему не придают значение, то в южных регионах эту традицию считают очень важной. На западе калым не платят вовсе.
- Приданое («кыз жасауы»). Приданое засватанной девушки по традиции должно быть соразмерно выплаченному калыму или превышать его. Родители невесты обязаны собрать необходимые для новой семьи принадлежности: посуду, постельное белье, мебель, домашний скот. В наше время родители дарят молодым в качестве приданого квартиру, машину, бытовую технику.
Церемония прощания
Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» — важная часть такого события, как казахская свадьба, обычаи и традиции которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.
Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.
Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.
Проводы невесты
Проводы девушки («кыз узату») – красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.
Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.
Показ невесты
Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.
Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.
Свадьба казаха и японки
Наш соотечественник Абдыгали Али 12 лет назад женился на своей однокурснице японке Айко Тани. Свадьбу молодожены отыграли на родине мужа.
По словам мужчины, прошедшая по казахским традициям свадьба, мягко говоря, сильно удивила родственников супруги. На ее родине такие мероприятия проходят чинно и благородно. Все рассчитано до копейки, до секунды: пара тостов, пожелание удачи молодым и – никакого тамады, танцев живота, шпагоглотателей и концертов.
— У нас гулянка началась с утра. Некоторые к этому времени уже успели напиться. Поездка на Медеу, в Парк 28 панфиловцев, Дворец бракосочетаний… В пять вечера – банкет в ресторане. Больше всего моих новых родственников потрясло застолье: «Сколько можно есть и пить?!». Я им шепотом: «Надо!», — рассказал Абдыгали.
По словам нашего соотечественника, родня невесты еще долго отходила от свадьбы. У всех начались проблемы с желудком, кто-то даже загремел в больницу с язвой. Сейчас молодая семья проживает в Японии, у них подрастают двое детишек – Канат и Нурия.
Свадьба казашки и австрийца в Таразе
Как сообщали СМИ, уроженка Тараза Анель Шонжигитова несколько лет назад вышла замуж за жителя Австрии Ники Нойбауэра. Официальную церемонию пара провела на родине жениха, а вот отмечали свадьбу уже в Казахстане.
По словам Анель, для проведения традиционного тоя был арендован ресторан на несколько сотен гостей, куда съехались все родственники девушки. Невеста выходила в казахском национальном костюме под народные песни, а стол был завален бешбармаком, куырдаком и прочими явствами.
— Поначалу родители жениха были в легком шоке от увиденного. Однако потом все были в восторге от казахского гостеприимства: говорили тосты и уплетали наши национальные блюда за обе щеки, — рассказала девушка, о реакции свекра и свекрови на традиционные казахские тои.
Сейчас пара живет в Вене, у них родилась дочь, и они иногда приезжают в Казахстан.